Из-за топливного кризиса спрос на прожорливые вседорожники падает во всем мире - и в Европе, и в Азии, и даже в США. Но нам-то что до заграницы? Доля вездеходов на российском рынке неуклонно увеличивается. Если рекордные цены на бочку нефти как-то и повлияли на выбор наших соотечественников, то выразилось это лишь в росте популярности машин, потребляющих "солярку". Любопытно, что в числе самых востребованных в классе средних дизельных вседорожников оказались не сравнительно доступные "Дефендер" или "Актион", а дорогие и престижные ХС90 и "Туарег". Чем не повод для встречи у барьера?
Все выше и выше
Эти двое всегда были популярными. Но сейчас, ближе к закату карьеры, оба просто купаются в лучах славы - продажи обеих моделей увеличиваются рекордными темпами. Кстати, наши герои далеко не молоды, но выглядят при этом замечательно. Показательный момент - недавнее косметическое обновление (рестайлинг «Вольво» случился весной 2006-го, а «Фольксвагена» весной 2007 года) практически не коснулось внешности. Верный знак, что стилисты в Вольфсбурге и Гетеборге с самого начала попали в точку.
«Туарег», на наш взгляд, вообще самый харизматичный и эффектный среди нынешних автомобилей марки. А ХС90, возвышающийся в дорожном потоке, как айсберг среди мелких льдинок, прямо-таки излучает добротность и безопасность - ну настоящий «Вольво»!
Внедорожный бизнес-класс
В год своего дебюта «Туарег» задал новый стандарт отделки салона дорогих вседорожников. Пожалуй, до «Фольксвагена» столь роскошного и эффектного интерьера не было ни у кого, включая даже «Рейндж-Ровер». Но и через пять лет внутренний мир «Туарега» впечатляет по-прежнему - он, кажется, не постарел вовсе. Благородный ореховый шпон придется по нраву даже тем, кто деревянную отделку на дух не переносит. Работа всех без исключения органов управления отличается немецкой добротностью. Высокая посадка и щедро раскиданные по центральной консоли кнопки управления внедорожным арсеналом создают впечатление, что вы управляете чем-то более серьезным, нежели просто легковым автомобилем повышенной проходимости.
И все же немцы, пожалуй, перегнули палку. Едва ли существует реальная необходимость в обрамляющих приборную панель вольтметре и указателе температуры моторного масла. Другой минус - переизбыток кнопок и мелкие поясняющие пиктограммы. Для людей, чье зрение хоть немного отличается от единицы, это может стать проблемой.
«Вольво» старше конкурента всего на год, однако в салоне XC90 уже можно наткнуться на решения, выдающие возраст модели. К примеру, микроскопический дисплей магнитолы или твердый пластик кнопок и переключателей, не соответствующий престижному статусу автомобиля. Впрочем, если закрыть глаза на эти мелочи - а это действительно мелочи, - то «Вольво» не уступит «Туарегу». Здесь великолепно читаемые приборы, добавляющая уверенности командирская посадка, оружейная четкость работы переключателей и чуткая забота о каждом пассажире, выражающаяся хотя бы в индивидуальных дефлекторах во всех рядах сидений.
А всемером лучше!
«Вольво» один из немногих вседорожников, который можно купить с 7-местным салоном. И хотя за третий ряд сидений просят недешево - от 76 100 до 79 200 руб. в зависимости от двигателя, - опция эта чрезвычайно полезная. Хотя бы потому, что ХС90 изначально создавался семиместным, а в урезанной комплектации он просто менее удобен.
Доплачивая за третий ряд, вы получаете два дополнительных кресла, которые при необходимости можно убрать в пол, расчистив место в багажнике. Приятным дополнением станет и продольная регулировка сидений второго ряда - в 5-местном варианте такой не предусмотрено. Если же все-таки решите сэкономить, учтите - подушка дивана «Вольво» довольно короткая. И несмотря на царский простор - особенно впечатляет целый метр между подушкой и потолком! - сидеть не слишком удобно, ведь бедрам не хватает поддержки.
«Туарег» может быть только 5-местным. Видимо, по соображениям престижа. Зато всем пятерым обеспечен полный комфорт, даже несмотря на традиционную формовку дивана под две персоны. И все-таки, на наш взгляд, заказной третий ряд сидений «Фольксвагену» не повредил бы.
Обманчивое впечатление
С первого взгляда багажник «Туарега» производит куда более солидное впечатление. Меньшая погрузочная высота, больший диагональный проем пятой двери, но главное - убедительные габариты самого трюма. До уровня окон в «Фольксвагене» с легкостью помещаются два больших дорожных чемодана, а сверху остается место для парочки средних саквояжей. В «Вольво» такой фокус не пройдет - расстояние от пола до полки на 7 см меньше. Да и по минимальному объему багажника «Фольксваген» уверенно переигрывает соперника - 555 против 480 л.
Но стоит сложить диван, ХС90 отыгрывает упущенное, предлагая завсегдатаям гипермаркетов роскошное поле деятельности - от спинок переднего сиденья до кромки багажника целых 2 метра! Да и по максимальному объему ХС90 реабилитируется, уверенно, более чем на 300 литров, обходя «Туарег».
И все же, отдавая должное багажникам обоих, не забудем, что в классе средних вседорожников есть «грузовики» и более талантливые. Например, «Ниссан-Пасфайндер».
Вы не поверите...
В России «Туарег» можно купить с двумя разными дизелями. Причем даже 175-сильный 2,5-литровый очень неплох. Отменная тяга на низких оборотах и отлично настроенный 5-ступенчатый «автомат» позволяют по праву оккупировать левый ряд шоссе и не создают проблем в городе. Но если R5, что называется, наедается к 160 км/ч, то недавно появившийся в продаже 3-литровый TDI на такой скорости только начинает входить во вкус. О своих дизельных корнях 225-сильная V-образная «шестерка» заявляет лишь умеренным аппетитом - в среднем 12-13 литров на сотню - зато пуляет он, что породистый бензиновый V6.
Человек несведущий и не догадается, что такие замечательные ускорения доступны дизелю. Даже со 160-ти «Туарег» интенсивно разгоняется, пока не разменяет третью сотню. Причем нет нужды переводить селектор «Типтроника» в режим S или переходить на псевдоручное переключение. Во-первых, при достижении максимальных оборотов «автомат» сам повышает передачу. А во-вторых, короткий рабочий диапазон дизеля подразумевает частые переключения. Зачем все это, если можно динамично и не напрягаясь ехать в «драйве»?
У «Вольво» дизель только один - 2,4-литровая рядная «пятерка» мощностью 185 л. с. Шведский D5 немного быстрее 175-сильного «Туарега», но вполне предсказуемо уступает дизельной «шестерке». Правда, чуть более жесткий гидротрансформатор ХС90 при параллельном старте позволяет «Вольво» как будто держаться наравне с более мощным «Туарегом», но к тому моменту, как стрелка спидометра поравняется с отметкой 100 км/ч, «Вольво» проигрывает сопернику уже два корпуса - чудес не бывает. Конечно, до максимальных для себя 190 км/ч он тоже добирается весьма споро и ненатужно. И все же та степень свободы, которую гарантирует своему хозяину немецкий 3-литровый дизель, заслуживает целого балла пре-имущества. ХС90 едет хорошо, «Туарег» - отлично.
К тормозам нет претензий. На ХС90-D5 и «Туареге-3,0TDI» стоят такие же мощные диски, как на 8-цилиндровых версиях этих вседорожников. Неудивительно, что замедление с любой скорости не вызывает проблем.
Имеет право
Отменный турбодизель разгоняет «Туарег» почище иных бензиновых моторов, а великолепное шасси позволяет водителю тяжелого и высокого вседорожника почти легковые вольности. По крайней мере это справедливо для «Фольксвагена» с пневмоподвеской. На скоростном шоссе «Туарег» безупречен вплоть до максимальной скорости - машина будто примагничивается к асфальту. И это не пустые слова. На 125 км/ч пневматика понижает клиренс на 25 мм, а на 180-ти - еще на сантиметр. Руль при этом становится менее чувствительным, а значит, маневры на высокой скорости предсказуемы и безопасны.
В поворотах, правда, высокая масса и солидный клиренс дают о себе знать. Даже если чуть переборщить со скоростью, машина приседает на внутреннее колесо, а шины болезненно пищат, прося пощады. Рулевому колесу именно здесь не хватает доброй порции реактивного усилия. Между прочим, 175-сильный «Туарег» понравился больше - видимо, проблема в большей массе 3-литрового дизеля и других шинах. В любом случае, «Фольксваген» рулится поинтереснее «Вольво».
Характер у XC90, как у любой модели из Гетеборга, скорее семейный, чем азартный. Надежная курсовая устойчивость на шоссе - вот его главная добродетель. Даже на максималке «Вольво» непоколебим и уверен в себе, как бывалый моряк. Зато и в поворотах кренится, что шхуна в непогоду. Каждому, как говорится, свое.
Само благородство
Трехлитровый турбодизель «Туарега» напоминает бензиновые моторы не только динамикой, но и восхитительно тихой работой. Характерный дизельный перестук практически не слышен ни за рулем, ни снаружи. И не важно, на холостых работает мотор или на оборотах красной зоны. Супер!
Шведский дизель не столь хорошо воспитан. С первым поворотом ключа в замке зажигания салон «Вольво» наполняется вполне ощутимым гулом. Хорошо хоть, и руль, и селектор коробки передач заботливо изолированы от характерных дизельных вибраций.
Зато о плавности хода обоих можно сказать только хорошее. И «железная» подвеска ХС90 с амортизаторами и пружинами, и пневматика «Фольксвагена» бережно заботятся о комфорте для своих седоков. Мелкие неровности оба вседорожника просто не замечают, а заставить их длинноходную подвеску сработать на пробой - задачка не из легких.
Могу и можно
Каждый раз, когда «Туарег» называют «паркетником», продавцы «Фольксвагена» переживают маленький стресс. Как можно так принижать его способности! Ведь энерговооруженности этого кроссовера позавидуют иные профессиональные вседорожники: мощная понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала, пневмоподвеска, увеличивающая дорожный просвет аж до 275 мм, и специально настроенная ABS, допускающая пробуксовку в грязи. По заказу на любую версию, кроме 3-литрового турбодизеля, можно установить даже самоблокирующийся дифференциал задней оси. Добавьте к этому впечатляющую геометрическую проходимость, и вы поймете, что формально «Туарег» - серьезный вездеход.
И в самом деле, задачек, которые оказались бы «Фольксвагену» не по зубам, почти не существует. Он играючи выбирается из глубокой колеи, не пасует в рыхлом песке, на раз справляется с диагональным вывешиванием. Надо лишь помнить, что внедорожные способности «Туарега» не подтверждены внедорожной выносливостью. Взгляните на тонкие, почти легковые рычаги независимой подвески или защиту картера из пластика. Да и вообще, что за серьезный «проходимец» без лонжеронной рамы? Зарубите на носу: джиповать на «Туареге» можно, но предельно осторожно. Счет за неплановый ремонт легко испортит весь кайф от лихой внедорожной вылазки.
Впрочем, за рулем «Вольво» о таких приключениях не приходится и мечтать. Рекламный буклет, правда, уверяет, что «XC90 обеспечивает комфорт, даже когда вы забрались в грязь по решетку радиатора». Но это даже не смешно. Чтобы не оказаться в такой ситуации, запомните: «Вольво», в отличие от «Туарега», и не претендует на звание вседорожника. По большому счету это универсал повышенной вместимости с увеличенным дорожным просветом. Полноприводная трансмиссия «Вольво» нужна в первую очередь для безопасной езды по скользкому покрытию, но никак не для джипования.
Впрочем, совсем уже беспомощным вне асфальта XC90 назвать нельзя. Как и на многих современных «паркетниках», система стабилизации при пробуксовке имитирует работу межколесных дифференциалов, так что шанс выбраться из диагональной ловушки у «Вольво» все же есть. Но лучше не съезжать на нем с твердого покрытия.
Лучше не бывает
В свое время именно ХС90 первым из вседорожников получил пять звезд в краштестах «ЕвроNCAP». И сегодня его пассивная безопасность не вызывает вопросов. Еще бы, ведь даже в базовой комплектации у «Вольво» есть все, что нужно и даже больше: шесть подушек, ABS, активные подголовники передних сидений, противобуксовочная система и программа динамической стабилизации (DSTC) с подсистемой RSC, предотвращающей опрокидывание автомобиля. А за дополнительные 40 200 руб. можно заказать радар BLIS, предупреждающий об объектах в зонах нулевой видимости.
Кстати, подобный сканер для «Туарега» стоит вдвое дешевле - 19 918 руб. Но главное, «Фольксваген» не уступает «Вольво» по части безопасности. Здесь те же 5 звезд от «ЕвроNCAP» и исчерпывающий набор оборудования - от ABS и ESP до шести подушек безопасности и креплений для детских креслиц стандарта изофикс.
Полная чаша
Дешевыми среднеразмерные вседорожники из Европы не будут никогда, зато в ваших силах сделать их... феноменально дорогими. Дело в том, что при великолепном базовом оснащении и «Туарег», и ХС90 предлагают широчайший выбор дополнительного оборудования. Здесь и несколько вариантов отделки салона из замши и кожи как обычной, так и улучшенной выделки, и все достижения индустрии мультимедиа, включая DVD-проигрыватели, системы навигации, музыкальные центры класса HiFi, телевизионные тюнеры и многое-многое другое. Базовый дизельный 5-местный «Вольво» с МКП стоит 1 532 900 руб. Добавив совершенно необходимый «автомат» и весьма желательный третий ряд, получаем 1 670 400 руб.
Это дешевле «Туарега-3,0TDI» на пневмоподвеске за 1 753 259 руб. Хотя желающие сэкономить могут выбрать базовый R5 cо 175-сильным турбодизелем на «железной» подвеске - 1 419 272 руб.
Гарантия на оба автомобиля составляет 2 года, правда, «Фольксваген» пробег не оговаривает, а «Вольво» ограничивается 100 тысячами. Зато шведы с нынешнего года увеличили межсервисный интервал с 15 до 20 тысяч км. А вот первое ТО для дизельного «Туарега» придется проходить через 7500 км. Далее - через 15 000. Общие же расходы на техобслуживание на протяжении первых 70 тысяч у ХС90 составят 50 742 руб., а у «Фольксвагена» - 42 902 руб. Только учтите, что в цену ТО последнего входит лишь замена масла и фильтров, за остальное придется доплачивать.
В целом же высокие базовые цены, дороговизна опций, мягко говоря, недешевый сервис и отсутствие трехлетней гарантии, что называется, по совокупности тянут лишь на оценку «удовлетворительно» - хоть и с плюсиком у «Вольво».
Казалось бы, похожие друг на друга автомобили на самом деле оказались едва ли не полными противоположностями. «Туарег» (средняя оценка 4,3) - это облаченный в элегантное платье модного кроссовера полноценный вседорожник. На котором, впрочем, не рекомендуется особо джиповать. Великолепная полноприводная трансмиссия провоцирует водителя к внедорожным приключениям, но ограниченная выносливость за пределами асфальта грозит обернуться непредвиденными тратами на ремонт. «Фольксваген» настолько комфортабелен, удобен и быстр, что большинству покупателей его внедорожный арсенал не очень-то и нужен. Вот почему кроссоверу из Вольфсбурга в масть пришлась бы версия «лайт» с облегченной полноприводной трансмиссией. Выпускает же «Мерседес-Бенц» асфальтовый и внедорожный варианты М-класса.
Напротив, посоветовать создателям ХС90 (средняя оценка 4,1) уделить больше внимания внедорожным качествам модели даже в голову не приходит. Зачем, ведь шведский кроссовер едва ли не идеальный семейный вседорожник. Большой и презентабельный, он удобен в каждодневной эксплуатации, в меру экономичен и приемист, а годами взлелеянная репутация безопасного и комфортабельного автомобиля позволяет чувствовать за рулем этой махины полностью защищенным.
Автор: Михаил Медведев