Идея проста как мир - собрать в одном месте и в одно время максимальное количество внедорожников, с которым смогут справиться наши объединенные коллективы.
Так были определены три ключевых пары соперников. В категории "премиум" выступили воспитанники Штутгартской и Ингольштадтской школ: немецкие новинки Mercedes GL450 и Audi Q7 4,2. В "бизнес-классе" скрестили клинки японский Toyota Land Cruiser Prado 4,0 и типичный "янки" Jeep Grand Cherokee 5,7. Ну а в стане "настоящих" внедорожников спарринговались легендарный Land Rover Discovery G4 Challenge 2,7 TDV6 с диковинным денди в рыцарских латах Volkswagen Touareg Expedition 3,2.
Забив багажники до предела провиантом, туристической экипировкой и продуктами, словно собравшись в трансконтинентальную экспедицию, колонна выбралась из столицы. Шутка ли, в ноябре месяце выехать на природу на трое суток на полное автономное обеспечение. Чего только не сделаешь ради чистоты эксперимента!
Чтобы в супермаркет ездить...
Самым поразительным автомобилем в роли тележки для перевозки провианта стал Mercedes GL450. Когда пришло время в его просторные недра отправить вагон и маленькую тележку всяких мелочей вроде четырех палаток, двух столов и... хай-джека с лопатой, мы предстали перед нехарактерной проблемой - сложить третий ряд кресел оказалось непростой задачей! Избороздив вдоль и поперек все сиденья, так и не удалось найти привычных защелок, тросиков и ручек, обычно используемых для этой нехитрой операции. А ларчик просто открывался - на правой стенке обшивки багажника расположились кнопки электропривода (!), который упрощает эту задачу до элементарной. При сложенном третьем ряде кресел багажное отделение GL заметно выигрывает у Audi Q7, которой за вместимость краснеть тоже не приходится. Однако у Q7 галерка больше факультативная, поместиться на этих лавочках сложно даже детям. В Mercedes просторнее, но все равно на роль микроавтобуса лучше выбрать профильный автомобиль.
И Toyota и Jeep - автомобили пятиместные, и если в Prado можно без труда перевезти массу скарба, то вот Grand Cherokee на роль утилитарного автомобиля подходит хуже, тут и пространства меньше, и удобством багажник не блещет.
А что у наших проходимцев? Верхние багажники не в счет, не каждая домохозяйка рискнет перевезти капусту с рынка в сетке Touareg или мешки с картошкой в сите Discovery. По внутреннему пространству "англичанин" начисто выигрывает у "бюргера", во многом за счет сетки, разделяющей салон на багажное отделение и жилое, позволяющей грузить хоть до потолка, не опасаясь проблем при движении.
Километров сотни в миг покрыть...
Шоссейные дисциплины для современных внедорожников все реже являются проблемными, а некоторые представители и вовсе готовы составить конкуренцию иным легковым автомобилям, а потому спрос с наших подопытных будет серьезным.
Логично предположить, что лучшими спринтерами в нашем секстете будет парочка из высшего света GL & Q7. Ну что ж, кто кого? Предположить что-либо заранее было сложно, ведь оба автомобиля представляют собой квинтэссенцию технологий и достижений фирм-производителей, однако имидж Audi более спортивный, а оттого властелину колец и карты в руки!
Ингольштадтский скакун оправдывает надежды и лихо срывается с места, правда, мощности 4,2-литрового мотора, которым оснащается "топовая" версия, достаточно лишь для уверенного маневрирования, но признать ее излишней сможет только очень спокойный водитель. Однако чего стоит звуковое сопровождение при интенсивном разгоне, трепещите, конкуренты! Управление ускорением удобное и прогнозируемое, автоматическая трансмиссия расторопно перебирает передачи, а острый руль и эффективные, понятные тормоза подстегивают к стремительной, рискованной езде. Превысить дозволенные скоростные лимиты недисциплинированный водитель может не на определенное количество километров в час, а в несколько раз - полеты на предельных скоростях не только не неприятны, но и доставляют редкое удовольствие ощущать власть над монстром, вспарывающим пространство... и пусть шумоизоляция здесь не идеальная, да и плавность хода больше сродни автомобилям спортивного толка, нежели представительским "членовозам". Для перевозки банкиров и глав нефтеносных регионов Mercedes подходит куда лучше! Тут и поступь мягче, и в салоне тише, да и ощущения от передвижения на автомобиле с трехлучевой звездой на капоте далеки от спортивных. Можно ехать быстро, можно медленно, ощущения водителя в обоих случаях не изменятся - он тут лишний. GL парит над дорогой без эмоций, переживать по сценарию должны окружающие. Но, как гласит народная поговорка, и в бочке меда можно обнаружить ложку дегтя: Mercedes GL, даром что претендует на более высокий по сравнению с младшеньким ML класс, унаследовал от "малыша" интерьер до мелочей, разве что передняя панель и некоторые элементы декора теперь не пластиковые, а обтянуты кожей. Нет ощущения дорогого и роскошного автомобиля, нет, как не привыкай и не ищи утонченности в деталях. И это обидно, ведь уровень ожидания от GL был несколько выше. Q7 грешит теми же пороками, ведь ее интерьер - подробная цитата Audi A6, а потому в вопросах отделки и роскоши чувствуется явный паритет.
Эргономика не вступает в противоречие со сложившимся имиджем: Q7 придется по сердцу любителям драйва, ценящим в первую очередь удобство посадки, выверенность усилий на органах управления и приятную, заводящую пламенно-красную подсветку приборов. Mercedes в своем репертуаре - знакомый по ML подрулевой селектор управления "автоматом", работающий словно джойстик, всего с двумя, помимо "нейтрали", положениями, именуемыми "вперед" и "назад". Больше ничего и не надо, ведь все удобно, приятно и комфортно, а все остальное - суета.
Наш "средний класс", Prado и Grand Cherokee, - менее целостные натуры. "Япошка" простоват внутри, велюровые сиденья, добротный, но бюджетный пластик, тонковатое рулевое колесо - все говорит о том, что машина создана для людей без претензий, прагматиков и практиков. Удивила нехватка продольной регулировки водительского сиденья, не позволяющая удобно расположиться людям ростом выше 185 см, к тому же подушка кресла коротковата, и в дальней дороге устают ноги. В остальном, эргономика очень неплоха - все органы управления на своих местах, каждая кнопка расположена логично, существует какое-то ощущение добротности и надежности. Чего не скажешь о "янки", интерьер которого хорош лишь до тех пор, пока не коснешься руками - чувство дешевого автомобиля может более не покинуть никогда. Посадка удобная, все вроде под рукой, но благодаря маленькому салону и скромной площади остекления возникает клаустрофобия, особенно на ходу, ведь под капотом могучий 5,7 HEMI, обладающий буквально титаническими параметрами для столь небольшого автомобиля! Ощущения на высоких скоростях сложно назвать приятными, ведь, несмотря на хорошую курсовую устойчивость, Grand раздражает излишне острыми реакциями на поворот руля и полной непрозрачностью оного. Картину усугубляют заметные крены и необходимость заправлять автомобиль в поворотах буквально на ощупь. Но самое важное и критичное замечание - это тормозные механизмы, не способные эффективно остановить столь мощный автомобиль. После серии резких торможений только Jeep вывесил белый флаг - от перегрева интенсивность замедления резко упала, и в конце концов на панели приборов вспыхнула контрольная лампа неисправности системы стабилизации, получающей сигналы от датчиков ABS. После небольшого "остывания" все пришло в норму, но лихачить на "американце" более желания не возникало.
После этого рассказа поклонники автомобилей из Страны восходящего солнца наверняка начали потирать руки: сейчас, мол, Toyota покажет, как надо строить настоящие внедорожники! Но не все так радужно и в японском стане. Как это ни странно прозвучит, но стихия Prado - это городские улицы и проспекты, именно здесь внедорожник кажется максимально собранным, комфортным и целостным. Ну что еще можно пожелать: великолепная тяга четырехлитровой "шестерки" по ощущениям ничуть не хуже, чем у американского V8, "автомат" работает практически незаметно, быстро и вовремя меняя передачи. Подвеска автомобиля эталонно комфортная, обратная связь на органах управления четкая, и придраться можно лишь... ко всему перечисленному, когда выезжаешь на трассу. Именно на магистрали проявляется обратная сторона медали комфортной подвески - автомобиль заставляет водителя всегда пребывать в напряжении, курсовая устойчивость далека от идеала, Toyota реагирует и на боковой ветер, и на колейность, а уж на извилистой дороге крены кузова иногда просто пугают, и если прозевать поворот и войти в него с несколько завышенной скоростью, изрядная доля адреналина будет обеспечена. Одна отрада - тормоза! Перегреть не удалось даже после десятка торможений со скорости 160 км/ч до полной остановки. Из вышесказанного очевидно, что оба дуэлянта могут и не доехать до места поединка, если за рулем окажутся любители быстрой езды, а вот спокойным джентльменам каждый из оппонентов может прийтись по вкусу, и все зависит от того, что вам ближе: мягкость и валкость Toyota или брутальность и разболтанность Jeep.
Искатели же приключений, Touareg и Discovery, вообще к асфальту относятся с презрением. "Англичанин", например, хорошо держит прямую в безветренную погоду, шумит верхним багажником, грязевыми шинами и дребезжащим дизелем, неплохо глотает швы и выбоины, но отдохнуть за рулем все же не позволяет - капитан должен быть бдителен. Однако управлять экспедиционной шхуной крайне приятно. В укрощении ее норова, борьбе со стихией, особенно если идет дождь, есть нечто магическое, да и все прохожие сворачивают шеи, домысливая, что за человек скрывается за стеклами у штурвала, где он был и что успел повидать... Volkswagen тоже заставляет обернуться, но скорее с улыбкой и жалостью - облик внедорожника вызывает больше иронию, нежели ассоциации с приключениями. О поведении на асфальте пружинного Touareg нам сказать нечего - автомобиль на тест достался в крайне плачевном техническом состоянии, с гремящей подвеской, полностью "мертвыми" задними амортизаторами и неадекватно работающей АКПП. Внедорожник за свою недолгую жизнь успел стать участником путешествия "Париж-Пекин", но для нас так и осталось загадкой, как можно было довести до такого состояния автомобиль с пробегом чуть больше трех десятков километров...
Нам предстояло провести в рязанской Мещере - лесном архипелаге межде Спас-Клепиками и Рязанью - целых три дня, испытывая технику на приспособленность для эксплуатации по прямому назначению.
Тайгу глухую покорить...
На бездорожье технические недостатки Touareg стали не так заметны, и поначалу, на песчаных и глиняных лесных дорожках, "немец" начал быстро набирать очки в свою пользу, завоевывая признание и доверие. Однако до того восторга, который вызвал своим поведением и сбалансированностью Disco, Volkswagen все же далеко, но об этих участниках внедорожного спарринга чуть позже. А пока все внимание приковано к роскошным Mercedes и Audi, смотрящимся среди лесов и болот словно мажоры, попавшие волею несчастного случая в пафосный ночной клуб...
GL чувствует в "пампасах" себя куда увереннее - у него и дорожный просвет побольше, да и нет огромного переднего свеса, играющего с Q7 злую шутку, ставя автомобиль в один ряд с бульдозерами при проезде колей и глубоких ям. Плюс к тому, Mercedes, в отличие от Audi, являющейся по большому счету кроссовером, относится к клану полноценных внедорожников - тут вам и пониженный ряд трансмиссии, и принудительные блокировки межосевого и заднего межколесного дифференциалов. Исход схватки в категории "проходимость" заведомо предрешен - Q7 в этой дисциплине для GL не конкурент. Что же их объединяет? Характерное грохотание пневмоподвесок в верхних положениях при проезде мелких неровностей, словно едешь на деревянной арбе. Все-таки хотелось бы на внедорожниках стоимостью свыше сотни тысяч долларов передвигаться по проселочным дорогам с комфортом, присущим... тем же Jeep Grand Cherokee и Toyota Land Cruiser Prado. "Японец" - воплощение спокойствия и комфорта, что бы ни попалось под колеса, все будет сглажено, проглочено и причесано. Однако это скорее минус, чем плюс. На бездорожье раздражают излишняя раскачка и откровенные пробои подвески... тут уже не до огонька - быстро ездить на Prado просто опасно, можно повредить машину, а то и невзначай сделать "уши" в очередной глубокой яме. Но если не спешить - все встает на свои места. Мечта пенсионера. Другое дело Grand! Вот уж воистину взрывной автомобиль - чуть надавил на акселератор, и автомобиль буквально рывком срывается с места, бросаясь в атаку. И пусть он низковат, а пластиковую аэродинамическую "юбку" необходимо снимать перед съездом с асфальта, каждый раз пачкаясь, все это мелочи перед грубой мужской силой, скрытой в этом внедорожнике! Нужно лишь научиться не морщась запихивать "лишний" пластик в багажник, не обращая внимания на чистые вещи или светлую обивку салона, и можно "жечь"! Эргономика подвески достойная, "мести" хвостом в поворотах можно до беспамятства, но главное не переборщить, ведь управляемость Cherokee далека от идеала, и дойти до порчи лесных насаждений оперением внедорожника совсем несложно. Полеты на "Чирке" настолько захватывающие, что ведущего "Карданного вала +" Александра Коростелева пришлось буквально вынимать из-за руля занимательной игрушки, после чего он, с грустью в глазах, надолго оккупировал офис на колесах - Mercedes GL, посчитав это достойной альтернативой.
С переходом на пониженный ряд трансмиссии у Grand Cherokee меняется и характер реакций на газ, они становятся более плавными и растянутыми, позволяя аккуратно трогаться и осторожно маневрировать. Электронная система Quadra-Drive II отлично работает на сухих и сыпучих грунтах, помогая эффективно стартовать с места даже на крутых подъемах и ювелирно выходить из колеи, но на тяжелом бездорожье не хватает уже потенциала самого внедорожника - уж больно он низкий.
С точки зрения проходимости Toyota кладет Jeep на все четыре независимые лопатки, тут сказываются и большие ходы подвески, и дорожный просвет, и грамотная работа электроники. То, как Prado на стандартных шоссейных шинах боролся с лесовозными колеями, позволяя маневрировать, запечатлеется в памяти надолго. Grand на этом фоне смотрится серо, лучше всего ему удается раскидывать грязь во все стороны после мертвой посадки.
Ну и, наконец, покорители бездорожья, Touareg Expedition и Discovery G4 Challenge. "Немец" обладает заметно более легковым характером, не сильно кренится, а потому позволяет ездить агрессивно, хотя особого удовольствия этот факт и не доставляет. "Англичанин" же ведет себя практически эталонно. Disco хотя и проповедует спокойное перемещение в пространстве, очень уверенно ведет себя с ростом скорости, без проблем проходит глубокие ямы, упруго демпфируя корни и кочки. Что интересно, в верхнем положении подвески поведение становится еще более собранным, а крены даже уменьшаются! Однако не следует пытаться из Disco выдавить по капельке "спорткар", это примерно то же, что заставить британского лорда бежать квартал за двухэтажным автобусом, при том что за ним следует следующий... Размереннее надо быть, к чему эта спешка! Тем более Land Rover - единственный автомобиль в нашей компании, пневмоподвеска которого работает одинаково мягко и беззвучно независимо от ее положения, чем завоевал всеобщую любовь и признание.
Вообще, проходимость Discovery впечатлила всех. От серийного внедорожника, с небольшими, стандартными, пусть и грязевыми колесами, подобного никто не ожидал. Land Rover частенько приходил на помощь другим участникам теста, а если надо было съездить до ближайшего города за продуктами, то вопрос выбора автомобиля даже не стоял - все участники, не сговариваясь, шли к Disco. Хорошо, но скучно, рассказать-то и нечего. Все грамотно, лебедка не спрятана в бампер, а висит снаружи - ограничивает геометрическую проходимость, зато трос всегда на контроле. Шноркель, багажник, дополнительный свет - в каждой детали светятся продуманность и законченность. А потому никакого экстрима, то ли дело Touareg - вот истинный генератор острых ощущений!
На Volkswagen шины стояли универсальные, категории А/Т, а следовательно, и предельные возможности были сильно ограничены их сцепными свойствами, чудес не бывает. Однако Touareg по грязи лез уверенно, до последнего эффектно борясь с колеями и прочими препятствиями, но лишь до тех пор, пока не потребовалось сдать назад - маневр закончился отрывом переднего бампера, зацепившегося за землю! Анализ повреждений показал, что принудительный демонтаж пластикового обвеса происходит на этом автомобиле регулярно - судя по обломкам, крепеж оторван уже давно. Защелкнули деталь на место, но вскоре неприятность повторилась вновь. Раза после пятого терпение лопнуло, и бампер был переселен на верхний багажник... Как оказалось на другой день, делать этого не стоило.
Утро выдалось холодным, но ясным. Тусклое осеннее солнце посылало последние лучи засыпающей природе, а операторы "Карданного вала +" снимали кадры проезда автомобилей по отливной полосе реки Пра. Успешно завершили показательные выступления Grand Cherokee и Mercedes GL, а Land Rover вообще планировалось отправить вброд по бурной реке, но коррекцию в наши планы внес Touareg. На втором дубле проезда Volkswagen вдруг заглох, издав характерный стук.
"Гидроудар!" - молвили хором сотрудники "Полного привода 4х4".
И только журчание стекающей воды с замерзшего остова бывалого проходимца было им ответом...
У автомобиля, предназначенного для экспедиций, шноркель предусмотрен не был, а о том, что забор воздуха может производиться не из-под крыла или подкапотного пространства, как это сделано на большинстве внедорожников, а из полости за передним бампером, - об этом никто не подумал, тем более что воздухозаборник достаточно хорошо замаскирован. Соответственно, брызг, поднятых автомобилем, оказалось вполне достаточно, чтобы отправить на свалку мотор...
До цивилизации, где "утопленника" поджидал эвакуатор, бездыханное тело было оттранспортировано нарядным и праздничным Land Rover. Не хорошо как-то вышло...
Представители Volkswagen после проведенной экспертизы согласились с нашим вердиктом, гласящим, что причиной гибели мотора стало отсутствие бампера, повредить же пластиковую деталь на бездорожье - проще простого, потому без шноркеля и с негерметичным бампером на автомобилях Volkswagen Touareg 3,2 форсировать водные преграды дальше мокрого асфальта настоятельно не рекомендуем.
Раздача слонов...
Итак, в нашей дуэли победили трое. Среди люкс-внедорожников самым сбалансированным и гармоничным показался Mercedes GL450, он и на асфальте в обиду себя не даст, и на бездорожье утрет нос куда более именитым вездеходам. Ну и плюсом ко всему, Mercedes он и в Мещере Mercedes. Audi куда приятнее соперника в асфальтовых дисциплинах, но по плавности хода, шуму в салоне и проходимости в очевидном проигрыше.
В бизнес-классе в лидерах Toyota - удивительно "правильный" автомобиль для уравновешенных водителей, хорошист во всех дисциплинах. Мнение о Jeep похоже на кардиограмму - всплески восторгов и разочарований. Отлично ускоряется, но плохо тормозит, азартен на грунте, но пасует перед серьезным бездорожьем, задирист по норову, но неуправляем на поверку...
Ну а в стане "настоящих" внедорожников - полная полный триумф через технический нокаут. Лавры победителю, соболезнования родственникам погибшего. Конечно, если бы у Touareg был шноркель, грязевые шины и пневмоподвеска, как на Discovery, расстановка сил могла бы выровняться или даже поменяться, но чемпионский пояс отвоевать "немцу" было бы очень непросто. Однако у истории нет сослагательного наклонения...
Алексей МОЧАЛОВ
Фото автора
Журнал "Полный привод 4x4"