Вспомнить о старом-добром Volkswagen Touareg нас заставило даже не столько недавнее обновление модели, сколько восторженные отзывы коллег и свежеиспеченных владельцев в адрес нового турбодизеля 3,0 V6 TDI.
Изменения во внешности Touareg в глаза не бросаются. Да, решетка радиатора стала в общекорпоративном духе спускаться на бампер, фары головного света теперь более утонченные и оригинальные, но общий стиль и дух внедорожника сохранился до деталей, а менее значимые изменения типа косметики задних фонарей не сразу выявит даже взгляд наблюдательного человека. Интерьер же и вовсе сохранился без видимых изменений, все тот же винегрет из недорогого пластика, хрома, алюминия и дерева. Видимо, это корпоративная субординация - нельзя близко подбираться к уровню Audi.
Помнится, до недавнего прошлого в дизельной линейке силовых агрегатов для Touareg между флегматичным R5 TDI и исполинским V10 5.0 TDI зияла настоящая пропасть. Никакой золотой середины не предлагалось, либо тошнить водителю от нерасторопности автомобиля, либо пассажирам от его агрессивности. Новый же мотор совсем из иного теста.
225 "лошадок" - отнюдь не самый скромный показатель, однако в трепетный шок повергает неимоверный крутящий момент в 500 Нм... С такой тягой ему надо не центнер живого веса своего хозяина перемещать в компании с барсеткой, а на узловой станции железной дороги, как маневровому, вагоны с углем передвигать! Эту бы энергию да в мирное русло...
Однако и то малое, на что обрекли создатели Touareg V6 3,0 TDI, он делает отменно! Разгон, если прикрыть короткоходный тахометр, совершенно не дизельный, особенно если учитывать скромный объем мотора. Напористое ускорение от светофора до светофора оставляет позади многих участников потока, управление тягой очень удобное, во многом благодаря расторопному "автомату", не досаждающему излишними раздумьями. Настроение еще больше повышается, когда в ходе уличных гонок обращаешь внимание на непривычно замершую стрелку расхода топлива - 15,4 литра на "сотню" - это максимум, что удалось выжать из отнюдь нелегкого внедорожника. И это лишь цветочки - автомобиль окончательно пленяет душу на трассе. Внедорожник настолько быстр и точен в управлении, что само понятие "внедорожник" здесь абсолютно неуместно - более близки сравнения с легковыми автомобилями. Колейность и ветер не влияют на курсовую устойчивость, и разве что швы и выбоины излишне гулко передаются ударами на кузов. Притом энергоемкость подвески опять же заслуживает эпитета "замечательная", по крайней мере по разбитому в решето асфальту Touareg шпарит как по паркету, на зависть крадущимся попуткам. И, что приятно, он не изолирует от действительности, в нем чувствуешь каждое колесо, каждую неровность, но ровно на том уровне, на котором это не раздражает, а наоборот, создает ощущение собранного, драйверского автомобиля. Подобное равнодушие к дорожному покрытию продиктовано не только пневмоподвеской, но и достаточно высокопрофильными покрышками, ведь диски R17 по современным меркам - это очень скромно. Автомобиль смотрится на них неброско, без вызова, но это очень практично, как, опять же, и дизельный двигатель. Приятно осознавать, что запас хода на одном баке (100 л) составляет около тысячи километров!
Управляемость Touarg никогда не была яркой, но всегда располагала к себе прогнозируемостью, точностью и безопасностью. Учитывая отсутствие новшеств в подвеске, никаких заметных изменений в поведении внедорожника нащупать не удалось. Та же ситуация и с тормозами, они полностью соответствуют скоростным качествам автомобиля, термоустойчивы и информативны.
Заполучить в руки Touareg и не съехать с асфальта? Это не наш метод! К быстрой езде по пересеченке автомобиль не располагает, все-таки это не утилитарный внедорожник, и контакты пластиковым обвесом о грунт, если ошибиться траекторией при лавировании между ям, могут слишком дорого стоить. Тем более пневмоподвеска в максимально поднятом положении не балует комфортом из-за отсутствия даже мало мальских ходов, а с повышением скорости и вовсе начинает самовольно прижимать кузов к дороге, видимо опасаясь последствий. Самое смешное, когда в глубокой колее, где идешь только за счет дорожного просвета, нажимаешь акселератор и пытаешься выкарабкаться за счет пробуксовки колес, ведь шины абсолютно шоссейные, умная электроника опять же считает, что та скорость, что на спидометре, является реальной и пора ложиться на "брюхо" для лучшей устойчивости и управляемости. Прилечь удается, а вот выехать - не всегда. И это очень обидно, ведь ползет Volkswagen до последнего очень уверенно и бодро, мешают только подобные "сюрпризы".
К слову сказать, электроника очень грамотно перераспределяет момент между буксующими колесами, и машина карабкается в такие горки, куда и на подготовленном внедорожнике с грязевыми шинами влезть вряд ли удастся. По крайней мере подготовленный УАЗ не одолел подъем, на который Touareg влетел играючи. Так что на факультативном бездорожье, не включающем в себя покорение тундры по геологическим тропам, старшенький Volkswagen по-прежнему не даст себя в обиду.
Одна из новых безусловно полезных систем, появившихся на Touareg, - это продвинутая ABSplus. Работает она на обоих рядах трансмиссии. Суть заключается в том, что в отличие от обычной ABS, лишь мешающей остановиться на рыхлых грунтах, новая система позволяет нагрести перед колесами бугор, работающий как противооткатный башмак, и в то же время все-таки управлять автомобилем из-за отсутствия постоянного скольжения, как на автомобилях без ABS. По заверениям производителей, благодаря новому алгоритму тормозной путь сокращается на бездорожье почти на 20 процентов.
В духе времени, с обновлением внешности, в список опций добавилось еще много разных электронных примочек и помощников. Теперь можно и двигаться за поводырем, положившись на круиз-контроль, и перестраиваться не глядя, ведь машина сама подскажет о помехе в слепой зоне... но зачем все это нужно автомобилю, рожденному доставлять удовольствие от вождения, а не от перемещения из пункта "А" в пункт "В", не совсем понятно. Потому среди достоинств внедорожника я по старинке отметил бы замечательный двигатель, отлично настроенную пневмоподвеску и внушительный дорожный просвет, а новомодные электронные примочки и гаджеты пусть привлекают покупателей к машинам, не умеющим ездить.
ИНТЕРЬЕР ***
Видимо, убранство салона рассчитывалось большей частью на американский рынок, иначе как еще можно объяснить не самое высокое качества материалов и даже сборки. Если же абстрагироваться от этого момента и от спорного стиля, то остается лишь позитив - в плане удобства и эргономики автомобиль практически безупречен.
ГОРОД****
На автомобилях класса Touareg с каждым годом все тяжелее и тяжелее ездить в городе. Однако, габариты сравнимые с седаном среднего класса, высокая посадка плюс отменная динамика и управляемость делают движение в плотном трафике очень комфортным. Не идеальная же обзорность назад с лихвой компенсируется камерой заднего вида.
ТРАССА*****
Touareg просто создан для загородных магистралей, причем, чем выше разрешенная максимальная скорость, тем лучше - внедорожник одинаково хорошо устойчив и на 90 км/ч и на 190... Однако, после всеобщего увеличения штрафов реализовать потенциал все сложнее и сложнее. Немецкий автомобиль созданный для немецких же автобанов.
РАЗБИТЫЕ ДОРОГИ****
Качество асфальта для Touareg не имеет ровно никакого значения. Пневмоподвеска поглощает любые ямы и выбоины стоически, но обо всех неровностях сообщает водителю и пассажирам излишне подробно. И если для управления автомобилем это только благо, то вот спокойно поспать на заднем сидении не выйдет.
OFF-ROAD****
Возможности Touareg на бездорожье гораздо выше, чем требуется большинству его владельцев, и ограничивают проходимость лишь шоссейные шины беспомощные на большинстве грунтов. Зато по клиренсу и глубине преодолеваемого брода конкурентов у "немца" не много. Однако, учитывая сложность автомобиля, использовать его в качестве вездехода мы бы не рекомендовали.
ВЕРДИКТ****
Более универсальный автомобиль даже представить себе сложно. Отличный марафонец, проходимец и семейный универсал. Счастлив тот народ, у которого народный автомобиль - Touareg.
Алексей МОЧАЛОВ
Фото автора и Андрея Саакяна